: : Разделы сайта : :

: : Партнёры : :

: : Ещё интересное : :
: : Партнеры : :

Обратная связьСвязь с администрацией

•   » » Як-1 с белой лилией 

Як-1 с белой лилией


Як-1 с белой лилией

За относительно короткий период, с июля 1942-го по август 1943-го, гвардии младший лейтенант Лилия Владимировна Литвяк (по документам – Лидия) совершила 268 боевых вылетов и одержала 15 воздушных побед. На ее личном боевом счету 11 вражеских самолетов плюс три сбитых в группе, а также один уничтоженный в одиночку аэростат-корректировщик. Эти ратные рекорды остались непревзойденными.

В звучании ее имени и фамилии – и мелодика, и гармония. Когда слышу нечасто исполняемую песню «Белая лилия», из далекого военного прошлого возникает образ светлоглазой и светловолосой молоденькой летчицы. Она очень любила цветы, особенно белые лилии. Да и саму девушку звали Лилей – на то были причины. Ее летная биография – уникальная страница в истории не только отечественной, но и мировой авиации.

Ее механик, Инна Паспортникова, перед каждым вылетом Лили оставляла в кабине букетик полевых цветов. Цветы дарил и ее любимый, тоже боевой летчик – о нем речь впереди. Он и другие воздушные бойцы порой даже в воздухе обращались к ней по рации так: «Летим домой, Цветочек!». И все знали, кому предназначены эти совсем не уставные слова. Лилю любили и оберегали все летчики полка.

Да, такое бывает нечасто: сквозь магический кристалл времени ее романтический образ притягивает и завораживает. По воспоминаниям тех, кто знал Лилю, она была очень привлекательной и женственной. Ее глаза излучали особую магическую мягкость и тепло, и люди, ощущая неординарность этой романтической натуры, стремились и сами быть добрее, искреннее, душевнее.

Эти человеческие качества Лили Литвяк ее боевые друзья очень ценили в суровой фронтовой обстановке, где каждый боевой вылет мог стать последним, а жизнь на сантименты не щедра. Такое вот сочетание: изначальная мягкость, мечтательность и высочайшее летное мастерство, умение побеждать опытнейшего врага.

Откуда это у простой москвички? Хотя так ли уж простой, если учесть, что слава о доблести Лили гремела по всему фронту, а затем перешагнула и границы Отечества. Высокомерные англичане занесли имя Лили в Книгу рекордов Гиннесса как женщины-пилота, сбившей больше всех самолетов противника.

Лиля родилась в Москве 18 августа 1921 года (под знаком Льва). Жизнь не баловала девочку: ее родители развелись, отец, Владимир Литвяк, был арестован как «враг народа» и в 1937-м расстрелян. Так что детские годы Лили счастливыми не назовешь. Одни в подобных условиях сгибаются, падают духом. А другие, наоборот, находят в себе силы обстоятельствам противостоять и идти к намеченной цели. Лиля была такой. За внешней хрупкостью и лирической натурой стоял твердый характер, что помогло ей еще в ранней юности получить путевку небо. Возможно, в этом проявилось ее стремление быть выше обстоятельств – в прямом и в переносном смысле. А выше было только небо. Девочке не исполнилось и пятнадцати, когда она добилась, чтобы ее приняли на учебу в подмосковный аэроклуб – исключительный случай! И уже на следующий год совершила самостоятельный полет на У-2.

Окончив аэроклуб без отрыва от учебы в средней школе, Лиля решила навсегда связать жизнь с небом. После окончания Херсонской школы пилотов получила назначение в столичный Кировский аэроклуб. Здесь стала одним из лучших наставников курсантов. Инструктор Лидия Владимировна Литвяк дала путевку в небо без малого полусотне подопечных.

Вот как рассказывал о своем первом инструкторе ветеран войны и труда бывший летчик Василий Константинович Тарасов: «1940–1941 годы. Москва, Кировский аэроклуб. Аэродром близ станции Клязьма Ярославской железной дороги. Мы, курсанты, приехали учиться летать на самолете У-2. Среди инструкторов всеобщее внимание привлекала белокурая симпатичная девушка по фамилии Литвяк. Наравне с мужчинами она учила летному делу нас, молодых парней. Летала она отлично да и обучала очень толково. Пользовалась большим уважением как среди летного состава, так и у нас, курсантов».

Думал ли молодой летчик Василий Тарасов, что уже в военное время ему вновь доведется увидеться со своим наставником? Бывший курсант и его первый инструктор встретились на рубеже 1941–1942-го на аэродроме в Энгельсе, что через Волгу, напротив Саратова. Здесь Лидия Владимировна переучивалась летать на истребителе Як-1.

Она рвалась на фронт. С началом войны аэроклуб эвакуировали в Уфу. Там узнала, что в Москве формируются женские авиационные полки. Девушка уезжает в столицу и добивается зачисления пилотом в 586-й женский истребительный авиационный полк ПВО. По некоторым данным, им командовала знаменитая Марина Раскова. Летом 1942-го полк патрулировал пропахшее гарью прифронтовое небо Саратова, прикрывая индустриальный город и переправы с воздуха. В августе 1942-го летчица попала в 268-ю ИАД (истребительную авиационную дивизию, командир – Борис Сиднев), а оттуда в начале сентября была направлена в 437-й ИАП (истребительный авиационный полк) 201-й ИАД, где летала на Ла-5. Через две недели – новое назначение: в 287-ю ИАД, где было сформировано отдельное женское звено. Затем судьба привела ее в элитный 9-й гвардейский ИАП. К этому времени на боевом счету Литвяк уже значились три победы.

Поединки с асами из эскадр «Рихтгофен» и «Удет»

В сентябре 1942-го Литвяк в составе группы девушек убывает в распоряжение 6-й ИАД, защищавшей небо Сталинграда. Для Лили и ее боевых подруг Кати Будановой, Маши Кузнецовой, Раи Беляевой начался период почти беспрерывных воздушных сражений.

13 сентября в составе группы Лиля провела свой второй бой на Сталинградском фронте. Зайдя в хвост к «Юнкерсу» снизу, она метким огнем сразила его. А затем поспешила на помощь Раисе Беляевой, вступившей в единоборство с «Мессершмитом» Me-109. Как вовремя ей это удалось! Ведь у Раи кончились боеприпасы. Совершив маневр и заняв ее место в боевом порядке, Литвяк сбивает второй мессер.

Вечером Лилю пригласили в штаб. Пилот сбитого ею мессера оказался асом из отборной эскадры «Рихтгофен», носивший титул барона. Даже плен не согнал тевтонскую спесь. Когда ему, кавалеру Рыцарского креста, представили белокурую хрупкую девушку и сказали, что это она сбила его, барон не поверил. Но Лиля рассказала пленному о деталях боя, которые могли знать только они, два участника воздушного поединка. Тот будто дар речи потерял. После этого на борту ее самолета появилась белая лилия. А летчицу стали называть не Лидией, а Лилией.

В январе 1943-го, к финалу великой битвы на Волге, Екатерина Буданова и Лидия Литвяк были зачислены в состав 296-го истребительного авиаполка. Он базировался на аэродроме близ райцентра Котельниково (Сталинградская область). К слову, позднее, в боях под Кривым Рогом в этом полку воевал Герой Советского Союза Алексей Маресьев.

В марте 1943-го обстановка в воздухе осложнилась: в зону действия полка стали вторгаться группы из эскадр «Рихтгофен» и «Удет», элитных соединений люфтваффе. 22 марта в небе Ростова в составе шестерки «Яков» Лиля участвовала в перехвате группы «Юнкерсов» Ju-88 и один из них сбила. Подоспевшая на выручку фашистам шестерка мессеров с ходу пошла в атаку. Литвяк первой заметила их и встала на пути. Бой длился четверть часа. Это на земле 15 минут пролетают быстро, а в воздушной схватке – целая вечность. Раненая летчица сумела привести искалеченную машину на свой аэродром.

Толком даже не вылечившись, 5 мая Лиля вновь на боевом задании. Она и ее товарищи сопровождают вылетевшие на бомбежку «Петляковы». Неожиданно появившиеся мессеры атаковали наши шедшие плотным строем бомбардировщики. Самолеты противника заходили в атаку со стороны солнца. И в этом помимо численного перевеса у них тоже было преимущество. В этой схватке Литвяк сбила еще один самолет противника. А через два дня – новый воздушный бой. И новая победа – еще один уничтоженный стервятник.
В конце мая на участке фронта, где действовал полк, гитлеровцы «подвесили» аэростат наблюдения.

Артиллерийский огонь, корректируемый наблюдателями, стал доставлять значительно больше хлопот нашим войскам. Лиля в одиночку уходит на задание. Она приблизилась к аэростату со стороны, откуда ее никто не ждал, – из вражеского тыла. На предельной скорости примерно с километровой дистанции летчица открыла огонь из всех бортовых стволов. Аэростат загорелся и начал падать…

Наступил июнь 1943-го. Он был жарким и в прямом, и в переносном смысле – время ожесточенных воздушных боев в южном небе. Случилось так, что месяц стал для Лили временем тяжелейших испытаний и в личном плане. Погибла Катя Буданова, ее лучшая подруга, на счету которой было 10 побед. Они летали крыло к крылу и раньше, в других частях, нередко в паре. Первую победу Катя одержала 6 октября 1942-го под Сталинградом, уничтожив Ju-88. А в своем последнем бою смело вступила в схватку с тремя Me-109. Один сбила, два других получили повреждения и вышли из боя.

Страшным ударом судьбы для Лили стала гибель капитана Алексея Соломатина, единственного к тому времени в 296-м полку Героя Советского Союза. Он, всеобщий любимец, был ее избранником. Каждый день дарил девушке букеты полевых цветов. В кабине своего истребителя Алексей держал фотографию Лили, словно никогда не хотел расставаться с ней… В полку все очень волновались, видя, с какой болью Лиля переживает потери самых дорогих ее сердцу людей. Кто знает, как бы она справилась с этим, если бы не поддержка и чуткость однополчан.

16 июля 1943-го, сопровождая группу штурмовиков Ил-2 к линии фронта, шестерка наших «Яков» завязала бой с тридцатью шестью немецкими самолетами. Тридцать «Юнкерсов» и шесть мессеров пытались нанести удар по нашим войскам. Не вышло! В этом бою гвардии младший лейтенант Литвяк лично сбила «Юнкерс» Ju-88, а вместе с ведомым – «Мессершмит» Me-109. Она получила второе ранение, но в госпиталь ехать отказалась. Тремя дня позже снова участвовала в воздушном бою...

21 июля вместе с командиром полка Иваном Голышевым Литвяк вылетела на боевое задание, во время которого наша пара была атакована семеркой мессеров. На ведущего навалились четверо, на его ведомую – трое. В неравном бою Лиле придавала силы мысль о том, что ей надо, во что бы то ни стало, защитить командира. Метким огнем она уничтожила один из четырех немецких истребителей, наседавших на Голышева. Но и машина Лили была подбита. Мессеры преследовали «Як» до тех пор, пока летчица, не выпуская шасси, не совершила посадку у села Новиковка.

1 августа 1943 года Литвяк три раза поднимала свой «Як» в небо войны. Третий бой стал самым трудным: против шестерки наших истребителей 42 фашистских самолета. В этой ожесточенной воздушной схватке враг потерял две машины. Один «Мессершмит» Me-109 был на счету Лили. Это был четырнадцатый уничтоженный ею самолет противника.

…Строй мессеров рассыпался, они, развернувшись над Мариновкой, стали уходить на запад. Наша шестерка без потерь, прижавшись к верхней кромке облаков, взяла курс на свой аэродром. «Домой, Цветочек!» – услышала Лиля в шлемофоне знакомые слова. Как пароль…

Но тут из облаков вынырнул шальной мессер. Он успел выпустить очередь и так же внезапно исчез в белой пелене. В тот день Як-1 с бортовым номером «23» на аэродром не вернулся…

4 августа гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна приказом по 8-й воздушной армии была навечно зачислена в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка.
8 августа командование посмертно представило летчицу к званию Героя Советского Союза. Ее героизм и мужество были беспримерны. Но в полк вместо Золотой Звезды пришел орден Отечественной войны 1-й степени. Почему где-то снизили уровень награды? Самолет упал на территории, занятой противником, в рощу возле хутора Кожевня под селом Дмитровка (Шахтерский район Донецкой области). В ту суровую пору по горячим следам не удалось установить, кто, где и когда похоронил отважную летчицу. А раз так – мало ли что. Официальные лица числили ее пропавшей без вести.

Поиски и находки

Восстановить подробности последнего боя летчицы и ее судьбу разные люди упорно пытались все послевоенные годы. Искали однополчане, школьники. Военнослужащие из частей, дислоцированных в Донбассе. В 1971-м подключились школьники из отряда разведчиков военной славы, которым руководила Валентина Ивановна Ващенко, учительница 1-й школы донецкого города Красный Луч. В летние каникулы на протяжении нескольких лет ребята вели поиск на местности в окрестностях села Мариновка. Поначалу были определенные сложности, непонимание со стороны местных жителей и представителей районных властей (чего это они тут на нашей земле копают?) Но у добрых дел – добрые крылья. Позднее ребятам стали помогать даже местные сорванцы. Пока искали следы лилиного «Яка», нашли фрагменты других самолетов, установили имена героев. В их числе – летчиц 46-го гвардейского Таманского женского полка ночных бомбардировщиков Любови Ольховской и Веры Тарасовой. Активное участие в поисках принимали бывший механик Лили Инна Владимировна Паспортникова, ее муж и родные.

Упорство энтузиастов увенчалось успехом в летнюю экспедицию 1979 года. Ребятам, обследовавшим 17 возможных мест падения самолета Лили Литвяк, в районе хутора Кожевня удалось выяснить следующее. Кто-то из пожилых жителей вспомнил, что летом 1943-го на окраине хутора упал подбитый самолет. На фотографиях они безошибочно указали на Як-1. Жители показали место его падения и предположили, что пилотом могла быть женщина, похороненная в братской могиле в селе Дмитровка.

Как выяснилось, останки неизвестной летчицы, случайно обнаруженные местными мальчишками, перезахоронили 26 июля 1969 года в центре села Дмитровка Шахтерского района вместе с другими воинами, погибшими в этом районе. Медики определили, что погибший пилот – женщина невысокого роста. Об этом же говорили и некоторые фрагменты одежды (нижнего белья из парашютного шелка). Но так как никаких документов при погибшей не было, на братской могиле № 19 в селе Дмитровка в список внесли надпись: «Неизвестный летчик».

Поисковики знали, что в 8-й воздушной армии среди летчиков-истребителей были две женщины: Катя Буданова и Лиля Литвяк. Катя геройски погибла в июне 1943-го, место ее захоронения известно. Так что… Да, это, безусловно, была Лиля. Полученная из Центрального архива Министерства обороны справка подтвердила сделанный вывод. В июле 1988-го имя Лилии Литвяк увековечили в месте ее захоронения, в центре донецкого села Дмитровка.

И только в ноябре 1988-го в личном деле летчицы в соответствии с приказом заместителя министра обороны формулировку «пропала без вести» заменили на «погибла при выполнении боевого задания». Это сняло непреодолимую ранее бюрократическую преграду для оформления документов к присвоению летчице звания Героя Советского Союза и о повышении в воинском звании посмертно. В 1990-м в канун 45-летия Победы справедливость восторжествовала. Гвардии старшему лейтенанту Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, Екатерина Буданова высшего звания (Героя Российской Федерации) была удостоена и того позже – в 1993 году, после распада СССР.

В кропотливой работе по исследованию боевого пути Лили Литвяк и восстановлению справедливости в оценке ее ратных дел огромная заслуга принадлежит бывшему авиационному инженеру полковнику запаса Анатолию Каневскому. Он много работал в архивах, собрал большое количество документов о замечательной летчице. С копиями некоторых документов удалось ознакомиться и автору этих строк.

Детство Лили прошло в доме № 14 на улице Новослободской, где она жила с матерью и братом. Сегодня этот столичный район не узнать. Вокруг станции метро Новослободская – сплошь элитные высотки, крупные торговые центры, банки, офисы, рестораны и кафе. Но дом, где жила Лиля, сохранился. В память о ней установлена мемориальная доска. До наших дней дожили некоторые ее сверстники, хотя осталось их совсем мало. Они помнят, как запускали во дворах модели планеров, как часами кружили над крышами неутомимые стаи белых голубей. Иногда невесть откуда они прилетают сюда и сегодня. Белые голуби – образный знак памяти о белокурой Лиле?

Владимир Рощупкин





Читайте также: 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Комментариев: 0

Похожие новости:


  • 16 декабря 1941 года экипаж Ивана Черных совершил «огненный таран» 16 декабря 1941 года экипаж Ивана Черных совершил «огненный таран»
    Этот день в истории:16 декабря 1941 года на Ленинградском фронте экипажам 125-го бомбардировочного авиационного полка 2-й смешанной авиационной дивизии, возглавляемым старшим лейтенантом Солдатовым и

  • Младший лейтенант Михаил Борисов: погиб, защищая Новороссийск Младший лейтенант Михаил Борисов: погиб, защищая Новороссийск
    Летчик Борисов погиб 10 августа 1942 года, в воздушном бою он совершил двойной таран.

  • Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг
    Сегодня 110 лет со дня рождения легендарного летчика Николая Гастелло.


  • Как советские летчики в Испании отучили немецких летать по ночам Как советские летчики в Испании отучили немецких летать по ночам
    26 июля 1937 года доброволец Михаил Якушин впервые в истории авиации сбил вражеский самолет в ночном воздушном бою.
  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.