•   » » Таинственная бактерия может сыграть решающую роль в борьбе с раком

Таинственная бактерия может сыграть решающую роль в борьбе с раком

• 25-12-2017, 09:25 Раздел: Новости, Наука » Таинственная бактерия может сыграть решающую роль в борьбе с раком

Таинственная бактерия может сыграть решающую роль в борьбе с раком

В 2011 году двое ученых увлеклись интригующей находкой. В двух отдельных исследованиях доктор Мэтью Меерсон из Dana-Farber Cancer Institute и доктор Роберт А. Хольт из Университета Симона Фрейзера (Британская Колумбия) нашли бактерию, привычной средой обитания которой является ротовая полость. Но медицине она известна и другой своей ролью. В клетках рака прямой кишки ее определяют как фузобактерию.

Через шесть лет в статье, опубликованной журналом Science, Меерсон и его коллеги подтвердили присутствие фузобактерии более чем у 50% всех опухолей кишечника. Ученые приступили к активному исследованию этого вида опухолей, особенно тех случаев, когда метастазы добирались до печени. Им удалось обнаружить, что опухоли, которые распространились на этот орган, содержали фузобактерию как в исходном состоянии, так и в метастазах. Таким образом, было установлено, что фузобактерии являются одним из факторов роста и распространения рака прямой кишки.

В своем интервью New York Times ученый рассказал: "Наиболее точным объяснением является то, что рак проник метастазами в печень и принес с собой собственный микробиом. Бактерия оказалась там не случайно. Это удивительно, что она оказалась настолько интегративной частью рака".
Присутствие фузобактерии внутри раковой клетки не обязательно считать удивительным. В конце концов, они не первые бактерии, которые были найдены в злокачественных опухолях. Такая же аномалия присутствует и в раке поджелудочной железы. Однако ученым не удалось определить их значение для разрастания опухоли, и влияют ли бактерии на нее вообще.

Что поражает в этом исследовании, так это потенциал использования антибиотиков для уничтожения фузобактерии в раковых опухолях. Как и их двойники, проживающие во рту, бактерии клеток рака оказались чувствительными к специальному антибиотику – метронидазолу. Такое лечение испытали на мышах, и оно оказалось эффективным. После применения антибиотиков опухоль росла медленнее. Зато у тех грызунов, которым давали неэффективный в борьбе с фузобактериями эритромицин, изменений к лучшему выявлено не было.

Ученым пока непонятно, каким образом эти бактерии попадают в клетки рака кишки, и откуда взялась эта взаимосвязь между ростом опухолей и активностью фузобактерий. Однако наука любит факты, а с этим вы никак не поспорите. Что это означает для простых смертных? Возможно, правильное использование антибиотиков поможет бороться с раком. Сейчас ученым предстоит проверить эту гипотезу.