: : Разделы сайта : :
: : Партнёры : :
- Гость
Пожалуйста, зарегистрируйтесь
: : Ещё интересное : :
: : Партнеры : :
Обратная связьСвязь с администрацией
Судно, которого заждались в ВМФ
Если бы «Игорь Белоусов» появился раньше, он мог бы спасти лодку «Курск».
Развал спасательного флота
В конце октября завершились заводские ходовые испытания спасательного судна ВМФ «Игорь Белоусов», построенного на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Это головное судно проекта 21300 шифр «Дельфин», разработанное в ЦКБМ «Алмаз», после проведения государственных испытаний будет принято на вооружение Северного флота в конце этого года.
Событие для военных моряков в высшей степени радостное, поскольку суда такого типа не строились в стране уже более 30 лет. И эксплуатирующийся в настоящее время спасательный флот в значительной мере устарел как морально, так и физически. Что в свое время продемонстрировала авария подводной лодки «Курск». Поступавшие в ВМФ в этом десятилетии спасательные катера, несомненно, крайне полезны, однако их силами невозможно производить весь комплекс необходимых спасательных мероприятий — от поиска терпящих бедствие судов до медицинской реабилитации спасенных.
В сентябре 2013 года на заседании Морской коллегии под председательством Дмитрия Рогозина было засвидетельствовано: «Более 70% спасательных судов и катеров выслужили установленные сроки службы. Суда, катера и подводные аппараты эксплуатируются с продленными межремонтными сроками. Более 50% судового состава эксплуатируются с продленными сроками междокового периода».
Об отставании российского спасательного флота от мировых тенденций красноречиво свидетельствует тот факт, что в составе Черноморского флота до сих пор находится судно «Коммуна», спущенное на воду в 1913 году. Последняя операция, которую успешно провела «Коммуна», — подъем в 1957 году подводной лодки М-256 с глубины 73 метра. В середине 70-х годов судно оснастили новыми на тот момент спасательными аппаратами, но существенных результатов это не дало.
До 2007 года в ВМФ формально было судно такого же класса, что и «Игорь Белоусов», но, разумеется, оснащенное более древней техникой — «Карпаты». Корабль был построен в 1967 году. Спустя два года им была поднята с глубины 198 метров ПЛ С-80, корма которой зарылась в ил на 15 метров. «Карпаты» могли быть эффективно использованы во время спасательных работ на ПЛ «Курск». Однако к тому моменту судно уже 7 лет находилось в ремонте на Кронштадтском морском заводе. В 2009 году, когда на «Карпатах» было выполнено 85% ремонтных работ, КМЗ обанкротился, недоремонтированный корабль вывели из состава ВМФ.
Ситуация меняется к лучшему
Судно, носящее имя министра судостроительной промышленности СССР Игоря Сергеевича Белоусова (1928 — 2005), было заложено на «Адмиралтейских верфях» в 2005 году. На торжественном мероприятии по этому поводу тогдашний главком ВМФ Владимир Масорин сказал, что судно будет построено за 4 года. Однако сроки существенно растянулись, и «Игорь Белоусов» был спущен на воду 30 октября 2012 года. Это обстоятельство на верфи объяснили тем, что судно оказалось очень сложным в производстве.
Спасатель «Игорь Белоусов» предназначен для оказания помощи экипажам аварийных подлодок на предельных глубинах их плавания, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Также «Белоусов» может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты как автономно, так и в составе международных морских спасательных формирований. Помимо этого судно можно использовать и при освоении шельфа.
Закладка следующего судна проекта 21300 ожидается в конце этого года. Оно будет строиться для Тихоокеанского флота.
ТТХ спасательного судна «Игорь Белоусов»
Длина — 107,3 м
Ширина — 17,2 м
Водоизмещение — 5000 т
Высота борта — 10,6 м
Скорость — 15 узлов
Дальность плавания — 3500 миль
Автономность — 30 суток
Экипаж — 97
Количество спасенных на борту — 120
Декомпрессионная камера — 60 мест
Способность проведения глубоководных работ при волнении моря до 5 баллов.
Ручная работа
Судно проекта 21300 оснащено самым современным спасательным оборудованием, позволяющим выполнять необходимую работу на глубине до 700 метров. Во время завершившихся заводских испытаний ряд аппаратов был испытан на запредельной глубине в 1000 метров.
Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 разработки ЦКБ «Лазурит» — сложная система жизнеобеспечения водолазов, работающих на глубинах до 450 метров. Он размещается на 5 палубах, занимает 20% от объема корпуса корабля и представляет собой систему из 5 барокамер, разделенных на 8 отсеков. Максимальное давление в 45 атмосфер устанавливается в камерах при работе водолазов на глубине в 450 метров, то есть 1 атмосфера на каждые 10 метров глубины.
Барокамеры имеют различное назначение — жилые, санитарные, бытовые, шлюзовые. Жилые барокамеры оборудованы койками, столами, стульями, шкафчиками для личных вещей водолазов, прикроватными светильниками, наушниками для прослушивания музыки и другими предметами, необходимыми для организации нормального быта экипажа. Повышенный комфорт необходим, поскольку люди могут находиться в экстремальных условиях до трех недель.
На рабочую глубину водолазов доставляют в водолазном колоколе — капсуле, где поддерживается то же самое, что и на глубине, и в барокамере давление. Вместимость колокола — два человека в скафандрах плюс оператор, организующий нормальную работу колокола.
После завершения всего комплекса работ на глубине водолазы проходят декомпрессию — давление в барокамере медленно, в течение 3−4 дней, стравливается до нормального. При этом из дыхательной смеси отбирается дорогостоящий гелий и закачивается в баллоны для использования его при следующих спасательных работах.
Помимо ГВК судно оснащено еще и водолазным постом для работ на «дыхательных» глубинах — то есть до 60 метров, где для дыхания не требуются особые газовые смеси.
Глубоководные аппараты
Для работ на больших глубинах «Игорь Белоусов» оснащен самоходным глубоководным аппаратом (СГА) «Бестер-1» разработки ЦКБ «Лазурит». В общих чертах СГА представляет собой небольшую подводную лодку с экипажем из троих человек. Аппарат оснащен манипуляторами, которые позволяют проводить на глубинах до 720 метров спасательные работы. Причем, как утверждают разработчики, за счет использования бортового компьютера, манипуляторы стали «умными». В сравнении с известными СГА «Бестер-1» умеет гораздо больше. Так, например, если все работают с ПЛ, крен которых не превышает 20%, то новинка «Лазурита» справляется и с 45-градусным креном.
«Бестер-1» позволяет принимать терпящих бедствие не только «сухим» способом при вскрытии аварийной ПЛ, но и «мокрым», т.е. непосредственно из воды. Оптимально решена проблема декомпрессии, которая начинается сразу же после приема на борт потерпевших, а не после подъема СГА на поверхность моря.
Необходимо отметить, что «Бестер-1» — достаточно автономная система. Его аккумуляторов хватает на 4−5 рабочих циклов. К тому же его можно экстренно доставлять к месту аварии при помощи тяжелых самолетов военно-транспортной авиации.
ТТХ СГА «Бестер-1»
Длина — 12,0 м
Ширина — 3,2 м
Высота — 5,0 м
Водоизмещение — 50 т
Скорость горизонтальная — 3,2 узла
Скорость вертикальная — 0,65 узла
Дальность плавания — 11 миль
Рабочая глубина погружения — 720 м
Предельная глубина погружения — 780 м
Автономность без спасаемых — 72 ч
Автономность со спасаемыми — 10 ч
Количество спасаемых — 22
Экипаж — 3.
Еще один глубоководный аппарат — необитаемый. Это «Пантера Плюс», созданный компанией «Тетис Про». Он оснащен двумя гидравлическими манипуляторами, которые имеют шесть степеней свободы. Управление аппаратом осуществляется по телеканалу. Информация со дна передается при помощи четырех телекамер. Аппарат оснащен автопилотом, работающим в трех координатах.
Аппарат, созданный сравнительно недавно, использует все современные технологические наработки. Он способен работать при сильных подводных течениях, стабилизация положения осуществляется при помощи 10 прецизионных движителей. Манипуляторы способны разрезать металл толщиной 100 мм.
ТТХ глубоководного аппарата «Пантера Плюс»
Предельная глубина использования — 1000 м
Длина — 1,75 м
Ширина — 1,06 м
Высота — 1,22 м
Вес — 500 кг
Полезная нагрузка в виде дополнительного оборудования — 105 кг
Скорость — 3 узла
Количество движителей — 8 горизонтальных и 2 вертикальных
Количество видеокамер — 4
Светильники — 6×150 вт.
«Игорь Белоусов» имеет два катера для проведения надводных спасательных работ.
Ну, и, наконец, поскольку судно военное, у него имеется вооружение: вертолет Ка-27, ЗРК «Игла» с 12-ю ракетами и два 55-мм гранатомета с боекомплектом из 560 гранат РГ-55М.
Читайте также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
- Комментариев: 0
Похожие новости:
У берегов канадского острова Резольюшен в Арктике терпит бедствие рыболовецкое судно Atlantic Charger.
Шесть малых ракетных кораблей проекта 21631 "Буян-М" должны пополнить состав Черноморского флота, заявил главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков.
ОАО «Завод «Красное Сормово» спустил на воду десятый танкер проекта RST27 «Конструктор Животовский» (строительный номер 02010) проекта RST27 для компании ООО «Волга-Балт-Танкер».
Второе многофункциональное судно снабжения шельфовых проектов проекта Р70201, построенное российскими и финскими корабелами, 19 апреля передано заказчику – российской компании «Совкомфлот».
Сегодня в Калининграде спускают на воду опытовое судно "Селигер". Корабль предназначен для научно-исследовательских, прежде всего - глубоководных работ в интересах развития Военно-морского флота и